Мы учим правильных водителей
Адрес:
г. Краснодар, Сормовская улица, 5/1
Телефон:

Оформление ДТП без ГИБДД или по «Европротоколу»

Оформление ДТП без ГИБДД или по «Европротоколу»

При попадании автомобиля в ДТП, во избежание проблем с законом и страховыми компаниями, часто участники ДТП вызывают сотрудников ГИБДД для оформления происшествия. Но это не всегда необходимо. Большинство ДТП возможно оформить самостоятельно, не татя время на ожидание сотрудников ГИБДД.

В случае если в результате дорожно-транспорного происшествия пострадали только транспортные средства, им причинен незначительный ущерб и у участников ДТП  нет разногласий относительно обстоятельств случившегося, Вы можете воспользоваться так называем «Европротоколом» Что же такое «Европротокол», в каких случаях он используется, правила его оформления и действия после его оформления мы и рассмотрим в нашей статье.

КОГДА ОФОРМЛЯЕТСЯ «ЕВРОПРОТОКОЛ»?

Итак, «Европротокол» (сокр. от Европейский протокол) – это порядок действий, которые выполняются водителями транспортных средств, попавшими в ДТП, самостоятельно без вызова сотрудника ГИБДД. На основании оформленных документов страховая компания оценивает ущерб и определяет сумму к выплате для пострадавшей стороны. О «Европротоколе»  участники автомобильного движения знали и раньше, но только с 2015 года появилась возможность оформления документа на месте аварии без привлечения сотрудников полиции. Одной из причин введения «Европротокола»  является попытка устранить серьезную проблему пробок на дорогах, связанных с мелкими ДТП. Также подобный способ оформления аварий существенно экономит время автовладельцев, которым не нужно больше тратить несколько часов на ожидание прибытия сотрудников ГИБДД. Однако следует учитывать, что протокол этого вида можно составлять только при соблюдении определенного ряда обстоятельств:

  • в ДТП не должно быть пострадавших, т.е. никаких травм ни у водителя, ни у пассажиров, ни у других возможных участников данной аварии (например, пешеходов) быть не должно;
  • в аварии должно участвовать не более двух автомобилей (включая автомобили с прицепами к ним)
  • владельцы автомобилей, участвующих в ДТП, должны иметь при себе действующую страховку ОСАГО (то есть если один из участников аварии заявляет, что полис у него есть, но он его забыл взять с собой, то оформление «Европротокола»  невозможно). Если один из автомобилей, участвующих в ДТП, не зарегистрирован в России, «Европротокол»  можно оформлять самостоятельно только при наличии у водителя страховки «Зеленая карта»;
  • вред от ДТП должен касаться исключительно транспортных средств – непосредственных виновников аварии; ни дорожное покрытие, ни ограждения затронуты быть не должны;
  • у участников ДТП нет споров по поводу произошедшего ДТП: оба водителя согласны на оформление «Европротокола», а один из водителей признает себя виновным (в «Европротоколе»  об этом ставится соответствующая отметка)
  • ущерб от ДТП водители оценили на сумму до 50 тысяч рублей.

Последний пункт имеет свои исключения. Они касаются места ДТП, а именно, если авария произошла в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской области, то здесь страховая сумма увеличивается до 400 000 рублей, однако ужесточаются и требования к предоставляемой в страховую компанию информации о ДТП. Информация должна быть получена с помощью «технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию данных» (выдержка из закона), а попросту видеорегистраторов, причем не любых, а тех, которые способны фиксировать время и координаты автомобиля, то есть регистратор должен иметь датчик GPS/Глонасс.

Если не соблюден хотя бы один из указанных пунктов, тогда вызова сотрудников ГИБДД не избежать.

Также, отметим, что «Европротокол» для полиса КАСКО практически не применяется, так как большинство страховых компаний, предоставляющих КАСКО, требует предъявить справку с места ДТП, оформленную сотрудниками ГИБДД.

Участники ДТП, оформившие «Европротокол», обязаны в течение 5-ти рабочих дней направить его в свою страховую компанию. Если указанное действие не произвести, то для водителей это чревато не только отказом в выплате страховой суммы, но и предъявлением им регрессного иска.

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ЗАПОЛНЯЮТСЯ ПО «ЕВРОПРОТОКОЛУ»?

Бланк извещения о ДТП выдается вместе с полисом ОСАГО. Если есть необходимость в получении нового экземпляра, страхователь может обратиться в страховую компанию для выдачи дубликата.

КАКОВ ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЯ ПО  «ЕВРОПРОТОКОЛУ»?

С момента, когда произошла авария, необходимо провести ряд действий, направленных на соблюдение ПДД, а также решить, возможно ли оформление по «Европротоколу» или же необходимо вызывать сотрудников ГИБДД.

  1. Необходимо выставить знак аварийной остановки и включить аварийную сигнализацию в соответствие с требованиями ПДД.
  2. В течение часа после аварии необходимо выполнить видео и фотосъемку. Причем они должны включать в себя номера автомобилей – участников ДТП, их повреждения, обломки, тормозные пути и т.п. Съемку необходимо проводить также с учетом привязки к объектам транспортной инфраструктуры или любому неперемещаемому объекту.
  3. Если автомобили, попавшие в ДТП, мешают свободному проезду другим транспортным средствам, то их надо убрать с проезжей части, иначе за это может быть наложен штраф.
  4. Необходимо взять контакты всех лиц, оказавшихся свидетелями происшествия.
  5. Определить со второй стороной, участвующей в ДТП, возможно ли оформление «Европротокола»  или стоит вызывать сотрудников ГИБДД.

После всех согласований можно приступать к оформлению «Европротокола». Делать это необходимо очень аккуратно, так как если страховая компания найдет в нем грубые нарушения, она откажет в выплате возмещения.

СУЩЕСТВУЕТ НЕГЛАСНЫЕ ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ, КОТОРЫЕ, ОДНАКО, НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ.

1. Бланк извещения о ДТП  представляет собой лист, заполняемый обеими сторонами ДТП с двух сторон. При его оформлении необходимо пользоваться шариковой ручкой, так как карандаш или гелевая ручка могут стереться или оставить недостаточно четкий след на втором самокопирующимся листе протокола. Кому достанется первый лист протокола, а кому самокопир, в принципе, неважно. Но существует негласное правило, что первый лист отдается потерпевшей стороне. Это связано с тем, что такой лист проще сканируется и пересылается страховой компании для того, чтобы она скорее возместила убытки.

2. Лицевую сторону водители автомобилей, попавших в ДТП,  заполняют вместе (по очереди):  транспортное средство А - один водитель, транспортное средство Б – соответственно другой.

3. Заполняя протокол, будьте внимательны:

  • Опишите здесь все подробности аварии. Требуется заполнение всех граф лицевой стороны протокола.
  • Начертите схему происшествия.
  • Согласовывайте заполнение лицевой стороны со второй стороной, участвующей в ДТП.
  • Обратите внимание на п.14, в котором следует указать характер и перечень повреждений. Используйте такие слова, как царапина, трещина, вмятина, деформация. Также стоит смотреть на заполнение протокола второй стороной, следить за тем, чтобы в протокол не были добавлены повреждения, не относящиеся к аварии.

После заполнения лицевой стороны каждому участнику ДТП необходимо поставить подписи в двух местах в п.15 и п.18.

4. На лицевой стороне извещения есть специальная графа для схемы ДТП. Здесь следует рисовать не только схему самой аварии, но также обратить внимание на окружающий ландшафт: названия улиц, номера домов, направление движений автомобилей, знаки, указатели, светофоры, разметку, в общем, любых предметов, имеющих отношение к ДТП.

5. После заполнения лицевой стороны протокола, его разделяют. С этого момента исправления и изменения на лицевой стороне могут вноситься только после последующего заверения их подписями обоих водителей. Обратная сторона извещения заполняется каждым водителем самостоятельно. Водителю, чей экземпляр протокола заполняется, оборотную сторону также необходимо заверить своей подписью.

  • Если для описания аварии не хватает места, можно взять чистый лист и закончить изложение деталей на нем. Однако при этом в протоколе стоит указать «С приложением». Данное приложение также должно быть заверено подписями обоих водителей.
  • Если какие-то пункты протокола не заполняются, то их не следует оставлять пустыми. В них необходимо написать «нет сведений», «нет замечаний» или ставить прочерки.

6. Во избежание исправлений в протоколе, лучше сначала все полностью описать на черновике. В самом протоколе необходимо писать четко, чтобы написанный текст легко читался.

ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ ОФОРМЛЕНИЯ «ЕВРОПРОТОКОЛА».

Итак, «Европротокол»  оформлен, что же дальше? Как мы уже указывали, заполненный протокол в течение 5 рабочих дней необходимо доставить почтой или лично в страховую компанию. Невыполнение этого условия чревато серьезными последствиями. Если виновником аварии является другая сторона, то к оформленному протоколу нужно приложить заявление о прямом возмещении убытков.

Также законом предусмотрен срок – 15 дней, в течение которого нельзя приступать к ремонту транспортного средства. Отступления возможны, если у вас есть на это разрешение от страховой компании. В этот период, во избежание вопросов со стороны ГИБДД, стоит возить с собой копию «Европротокола». Страховая компания может потребовать предоставить транспортное средство для осмотра. Это необходимо сделать в течение 5 дней с момента получения требования.

Таким образом, можно заключить, что в оформлении «Европротокола»  нет никаких особых сложностей, если водители обоих транспортных средств готовы легко договориться о его оформлении, если оба они хорошо знают ПДД и вопрос о виновности одной из сторон не возникает. Однако если есть какие-то сомнения в том или ином моменте, связанном с аварией, если один из водителей ведет себя неадекватно или находится в состоянии алкогольного опьянения, если водители не могут «на глаз» определить сумму ущерба от ДТП, то необходимо сообщить о произошедшей аварии сотрудникам ГИБДД и ждать их прибытия.

 

 ВАЖНО!

За невыполнение водителем обязанностей в случае ДТП (пункт ПДД  2.5 и 2.6) возможно применение наказания в соответствии со статьей Кодекса об административных нарушениях 12.27. «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием» от штрафа 1000 до лишения права управления транспортным средством или административным арестом до 15 суток

С уважением, Ваша автошкола Ника.

Оставить заявку
Заполните форму и наши специалисты свяжутся с вами в течении 10 минут
Ближайшие наборы на курсы
Группы выходного дня:
Группы вечерние:

«А», «B»

Группы вечерние:
Группы утренние:

«A»; «B»

Группы переподготовки:
Группы дневные:

«A»; «В»

Группы переподготовки:
Группы выходного дня:

«A»; «В»

Группы переподготовки:
Дистанционное обучение:

«A»; «В»

Группы переподготовки:
Контраварийная подготовка:

«В»

Телефон:
Адрес:
Россия, Краснодар, Сормовская улица, 5/1
График работы:
Пн-Пт с 9:30 до 18:30